Отели-франчайзи

В Северной Америке насчитывается более 180 разновидностей гостиничных брендов, в том числе и франчайзинговых. Франчайзинг остается преимущественно североамериканским вариантом ведения бизнеса, потому что на международных рынках у него относительно мало возможностей. Это объясняется тем, что в свое время один из важнейших ресурсов — капитал, необходимый для создания гостиничной франшизы, был в избытке, но теперь ситуация здесь не столь радужна.

Бренд стратегии для франчайзеров в новом тысячелетии, как создается впечатление, во многом будут определяться слияниями и растущим рынком. Несмотря на постоянный прогресс, взаимоотношения между гостиничными компаниями и франчайзи остаются довольно напряженными, что определяется самыми разными причинами, в частности, размером отчислений франчайзи, предоставляемыми услугами, инспекционными проверками и жесткими требованиями к франчайзи по по выполнению ими установленных стандартов.

Holiday Corporation была первой гостиничной компанией, вышедшей на рынок услуг с диапазоном средних цен, что, конечно, значительно способствовало ее успеху. Обычно эти гостиницы и мотели строились в стороне от дорогих кварталов в центре города, поближе к пересечениям важных магистралей или в пригородной зоне, где цены были более разумны. Другая причина их успеха — предлагаемые ими услуги: комфорт за разумную цену и отсутствие вычурности, характерной для интерьеров фешенебельных гостиниц.
Примерно в это же время появились так называемые «бюджетные» (самые дешевые) мотели. Калифорнийская компания Motel 6, названная так потому, что проживание в этих мотелях в те времена стоило 6 долл. в день, начала потихоньку распространяться по всей стране. То же самое делала и Days Inn. Ее владелец Сэсил Дэй (Cecil B. Day), отдыхая как-то в Holiday Inns, посчитал, что цены номеров в этой гостинице слишком высоки. Опыт его работы в строительном бизнесе оказался очень полезным. Мистер Дэй приобрел дешевый участок земли и застроил его маленькими двухэтажными домиками, что позволило сократить расходы на строительство. Эти гостиницы и мотели предназначались в первую очередь для семейного отдыха, но здесь охотно останавливались и путешествующие коммивояжеры, так как эти заведения располагались вблизи оживленных автомагистралей. Гостей привлекали низкие цены и приличный, но без всяких «излишеств» внешний вид домиков. Некоторые из этих зданий относились к так называемым конструкциям модульного типа: помещения почти полностью изготавливались на заводе, перевозились в готовом виде на строительную площадку и уже на месте собирались в единое целое.

Вплоть до 1960-х Hilton и Sheraton не прибегали к франчайзингу как к стратегии роста и развития гостиниц и мотелей. Но в 1960-х этот подход стал их основной стратегией. В 1970-е и 1980-е годы эта тенденция сохранилась. Однако при всех своих выгодах франчайзинг создает для франчайзера трудности двух типов: необходимость поддерживать стандарты качества и не допускать финансовой неудачи из-за неправильных действий франчайзи.

Ситуация для франчайзера осложняется тем, что изложить в контракте с франчайзи все нюансы, которые могли бы гарантировать стандарты качества, всегда очень трудно. Только в последнее время франчайзинговые контракты стали более точно формулировать требования к внешнему виду помещений и уровню обслуживания гостей. Плата за лицензию может быть разной и устанавливается на основании договора между франчайзером и франчайзи, но в среднем в гостиничном бизнесе она составляет 3—4% дохода с каждого сдаваемого номера.

Сегодня гостиничный бизнес развивается стремительно и банки вполне охотно кредитуют данную сферу. Для открытия частного отеля в небольшом городе, например в Казахстане, можно взять кредит под залог авто от МиГ Кредит Астана или рассмотреть другие варианты финансирования. В данном направлении вероятность окупаемости достаточно высока, т.к. в гостиницы востребованы всегда.