Исследования показывают, что в целом аварийность в тоннелях ниже, чем на открытых участках дорог. Это объясняется отсутствием перекрестков, крутых поворотов и уклонов и, как правило, лучшим состоянием дорожного покрытия. Пешеходы и велосипедисты не рискуют забираться под землю, а именно они чаще всего получают травмы на дорогах общего пользования.
На другой чаше весов — ограниченность пространства для маневрирования, отсутствие дневного света и худшая видимость. Поэтому после нескольких крупных аварий и пожаров европейцы всерьез задумались над этой проблемой. Кстати, наиболее опасным местом тоннеля считается въезд в него: в результате резкого перепада освещенности водитель на несколько секунд теряет зрение. Поэтому освещение на въезде специально делается ярче, а по мере продвижения вглубь его интенсивность снижается.
Некоторые европейские тоннели достигают в длину десятков километров, а аварии в них отнюдь не исключены. Хорошо, если все заканчивается простым столкновением. Если же автомобили загораются, это грозит самыми серьезными последствиями для всех водителей и пассажиров в бетонной трубе: путь на поверхность не всегда оказывается простым и безопасным, а спасательные работы по понятным причинам значительно затруднены.
В Украине самые протяженные путепроводы традиционно находились в Крыму и Карпатах. Да и длинными назвать их можно с большой натяжкой. Сегодня эти несколько сот метров по европейским меркам на тоннель и не тянут. О какой-либо системе безопасности в подобном случае говорить не приходится, поскольку строились они давно.
Однако неожиданно эту проблему может сделать актуальной ударные темпы нашего дорожного строительства. Если в горах тоннели позволяют сократить протяженность дороги и затраты на ее содержание, то в мегаполисе это эффективное средство снятия транспортной напряженности при одновременном сохранении природного и архитектурного ландшафта.
Власти уверяют, что тоннели, которые могут появиться в крупных городах, гарантируют безопасность участников движения в критической ситуации. Очень хочется верить. Но готовы ли водители к движению в непривычных условиях?
Оказывается, ПДД каких- либо особых предписаний в этом отношении не содержат, кроме запрета на разворот, движение задним ходом, остановки, а также требования включать свет фар независимо от времени суток.
У многих возникает вопрос: а что, вообще говоря, считать тоннелями? Как отличить тоннель от участка дороги под пролетом моста? Если дорожники еще смогут провести более или менее четкую границу, то большинству водителей это не под силу.
Быть может, ситуацию способен разъяснить дорожный знак 1.9 «Тоннель»? Нет, поскольку устанавливаться он должен только перед теми тоннелями, в которых отсу тствует искусственное освещение или если видимость въездного портала ограничена. Напомним, этот знак должен устанавливаться вне населенных пунктов на расстоянии 150—300 м, а в пределах города — 50—100 м.
Ждем трагедии?
В дорожных законах многих стран существуют четкие нормы, регламентирующие порядок движения в тоннелях. Одно из отличий заключается в том, что для обозначения тоннелей применяются другие знаки: дорожный знак «Тоннель» относится к «нашей» категории информационно-указательных.
Поэтому его наличие на въезде автоматически означает введение определенного регламента — включить фары, снизить скорость, поддерживать необходимую дистанцию и т.п. Между прочим, используя предупреждающий знак «Тоннель» вместо информационно-указательного, Украина не выполняет требование Конвенции о дорожных знаках и сигналах, подписанной СССР еще в 1974 году.