Словения

Республика Словения

Столица: Любляна
Городское население: 49%
Уровень грамотности: 99%
ВВП: 16 330 млн долларов ; ВВП надушу населения: 8410 долларов
Затраты правительства на оборону (% от ВВП):
1,5%
Денежная единица: голар
Тип экономики: высокий доход
Занятость населения в сельском хозяйстве:
13%
Уровень безработицы: 7,4%

Этнический состав
90% населения составляют словенцы, 3% — этнические хорваты и 2% — сербы. Официальный язык — словенский. Этот язык напоминает сербохорватский и использует латинское письмо. На территориях, где проживает этнически смешанное население, широко используются венгерский и итальянский языки. 5% населения говорят на сербохорватском языке,
Религия
Большая часть населения (более 90%) принадлежит к римско-католической церкви. Сербское меньшинство относится к Сербской православной церкви.
Политические черты Тип правления: молодая демократия Дата создания государства: 1991 г. Политическая структура: унитаризм Исполнительная власть: двойная Законодательный орган: двухпалатный Партийная структура: многопартийная Уровень соблюдения прав человека: неизвестно
Членство в международных организациях:
СЕ, МАГАТЭ, МБРР, МВФ, ДН (наблюдатель), ОБСЕ, Р1-Р, ООП, ВТО.
Социально-экономическая информация Площадь: 20 251 кв. км/7 819 кв. миль Население: 1 942 000
Плотность населения на кв. км/кв. милю:
96/248
Местные и региональные власти
В Словении находятся 148 органов городского самоуправления — муниципалитетов, включая 11 органов власти регионального значения. Каждый муниципалитет имеет свой бюджет.
Политическая система
Согласно конституции, принятой в декабре 1991 г., политическую систему в Словении можно охарактеризовать как парламентский плюра лизм. Однако за президентом сохраняется определенная власть представительного характера, что позволяет называть существующую систему системой двойной исполнительной власти. Президент избирается прямым голосованием максимум на два пятилетних срока. Власть президента в основном носит формальный характер. Законодательный орган состоит из двух палат: Государственного собрания, в которое входят 90 депутатов, и Государственного совета, состоящего из 40 человек.
Депутаты Государственного собрания избираются сроком на четыре года. Депутатский корпус формируется следующим образом: 38 депутатов избираются прямым голосованием, 50 — назначаются избирательным комитетом на пропорциональной основе по партийным спискам тех партий, которые набрали не менее 3% голосов избирателей, и два депутата представляют венгерское и итальянское меньшинства. (Предложение изменить избирательную систему, высказанное в декабре 1996 г., было отклонено на референдуме.)
Государственный совет избирается на пять лет и состоит из 22 человек, выбранных прямым голосованием, и из 18 членов (назначаемых выборной коллегией), представляющих различные социальные, экономические, торговые, политические и региональные группы.
Из двух палат самой влиятельной является Государственное собрание. А премьер-министр, которого формально назначает президент, должен уметь управлять большинством в нем. Функция Государственного совета в основном совещательного характера, но вместе с тем именно он утверждает состав правительства. Совет также может вносить законопроекты в Государственное собрание и требовать перес мотра законов до их обнародования.
Политические партии
Из 16 действующих партий основными являются Либеральная демократия Словении (ЛДС), Словенские христианские демократы (СХД), Словенская национальная партия (СПП), Народная партия Словении (ГГПС), Социал-демократическая партия Словении (СДПС), Демократическая партия пенсионеров Словении (ДППС) и Союз социал-демократов (ССД). ЛДС, СПП и ДППС сейчас входят в состав правящей коалиции.
ЛДС — центристская партия, сформированная в 1990 г. на базе коммунистической молодежной
организации Союз социалистической молодежи. ЛДС во главе с премьер-министром доктором Жа- незом Дрновсяком отказалась от социалистических убеждений. И сейчас партия включает в себя 18 000 человек. В марте 1994 г. ЛДС объединилась с Демократической партией (ДП), Союзом «зеленых» (СЗ) и бывшей Коммунистической социалистической партией с целью укрепления своих позиций и получения 30 мест в 1осударственном собрании. ДП, образованная в 1990 г. после раскола Словенского демократического союза (основанного в 1989 г.), была первой партией, находящейся в оппозиции коммунистам.
1 Гасчитывающая 34 000 членов, СХД является правоцентристской консервативной партией, основанной в 1989 г. Партию возглавляет бывший премьер-министр Лойзе Петерле.
СПП, правая националистическая партия, насчитывает 4000 членов. ППС, народная партия, включающая в себя 40 000 человек,— консервативная партия. Она была образована в 1989 г. как Ассоциация фермеров Словении.
ДППС защищает интересы пенсионеров. СДПС, сформированная в 1989 г. и насчитывающая 16 000 членов,— левоцентристская партия.
Бывшая коммунистическая ССД возникла как союз четырех левоцентристских партий: Социал- демократического союза (основан в 1990 г.), Партии рабочих Словении (основана в 1990 г.), ДППС и Социал-демократической реформы Словении. Альянс был сформирован для того, чтобы укрепить свои позиции на парламентских выборах 1992 г. В 1993 г. ССД (без участия ДППС) стала единой партией — и насчитывает 23 000 человек.
Политические лидеры с 1970 г.
1990 г.— Милан Кучан (ПДР/бывший независимый коммунист)*; 1990—1992 гг,—Лойзе Петерле (СХД)**; 1992 г,— доктор Жанез Дрновсяк (ЛДС)**.
* Президент ** Премьер-министр
Последние выборы
Последние выборы в парламент (вторые после получения независимости) состоялись 10 ноября 1996 г. Среди семи партий, преодолевших необходимый 3%-ный барьер на выборах, места в 1осу- дарственном собрании получили: левоцентрист екая ЛДС, набравшая 27% голосов избирателей и занявшая 25 мест, консервативная ППС с 19% голосов получила 19 мест, левоцентристская СДПС при 16% голосов заняла 16 мест, правоцентристская СХД при 10% — 10 мест, левоцентристская ССД (9%) — 9 мест, левоцентристская /(ППС (4%) — 5 мест и правая националистическая СНП (3%) получила 4 места. СНП, СД1JC и СХД высту- иали на выборах как альянс «Словенская весна».
В ходе последних президентских выборов, проведенных 23 ноября 1997 г., был переизбран Милан Кучан. Он выступал в качестве независимого кандидата и получил 56% голосов. Кроме Милана Кучана баллотировались еще семь кандидатов. Вторым в президентской гонке оказался член СПС, председатель Государственного собрания доктор Жанез Подобник, набравший 18% голосов.
Политическая история
В VI в. территория современной Словении была заселена словенцами, а позже, с 788 г., славянами и франками. С 907 по 955 г. территория Словении находилась под властью венгров. В 1335 г. она вошла в состав Австро-Венгерской Габсбургской империи. На территории Словении были сформированы королевские земли Карниола, Штирии и Каринтии. С 1848 г. словенцы начали вести борьбу за национальное самоопределение, которая увенчалась успехом в декабре 1918 г., после распада Габсбургской империи. Территория Словении была объединена с землями, где проживали сербы, хорваты и черногорцы, и таким образом возникло Королевство сербов, хорватов и словенцев. С 1929 г. королевство стало называться Югославией. Однако значительная часть словенской общины, проживавшая в Ис- трии, находилась под властью Италии до окончания Второй мировой войны, когда были перенесены границы.
В 30-х гг. в Словении, в отличие от соседней Хорватии, движение за независимость не получило широкой поддержки. Во время Второй мировой войны территория Словении была оккупирована Германией и Италией. В 1941 г. был создан антифашистский фронт освобождения Словении, который вступил в союз с возглавляемой коммунистом маршалом Тито всеобщей Партизанской армией Югославии, а также с британскими и американскими войсками. После окончания войны, в ноябре 1945 г., Словения стала одной из республик Социалистической Федеративной Республики Югославии. Благодаря «Габсбургскому наследию», Словения была самой экономически развитой и политически либеральной республикой федерации и оказывала помощь более бедным юго-восточным республикам.
Однако с 80-х гг. начали наблюдаться экономический спад и рост националистических настроений, усилившийся после смерти руководителя федерации маршала Тито. В ответ на это руководс тво
правящей Словенской лиги коммунистов выступило за предоставление республикам большей независимости в составе федерации для того, чтобы дать им возможность либерализован, экономик).’ и создать политический плюрализм. В 1989 г. были легализованы оппозиционные партии, а в апреле 1990 г. проведены свободные многопартийные выборы.
Коммунисты, несмотря на то, что они переименовали себя в Партию демократической реформы (ПДР) и приняли социал-демократическую программу, потерпели сокрушительное поражение, уступив Демократической оппозиции Словении (ДЕМОС), националистической правоцентристской коалиции из шести партий, которая в течение года выступала за независимость и набрала 55% голосов избирателей. Однако лидер ПДР Милан Кучан (род. в 1941 г.), который был явным оппонентом националистически настроенного президента и лидера коммунистической партии Сербии Слободана Милошевича, был всенародно избран президентом страны. Заняв пост президента, Милан Кучан ушел из партии.
После парламентских выборов было сформировано новое контролируемое объединением ДЕМОС правительство во главе с лидером правоцентристской партии СХД Лойзе Петер- ле. Правительство Петерле пыталось восстановить Югославскую конфедерацию. Однако эти попытки встретили сопротивление со стороны все громче и громче заявляющей о себе Сербии. 2 июля 1990 г. Государственное собрание Словении провозгласило независимость республики и объявило о приоритете местных за конов над федеральными. После проведения 23 декабря 1990 г. референдума, в ходе которого 89% граждан высказались за независимость, стали разрабатываться планы по выходу Словении из федерации. Весной 1991 г. основана независимая армия — Территориальные оборонительные войска Словении, а 8 мая 1991 г. было объявлено о том, что выход Словении и Хорватии из состава федерации состоится 25 июня 1991 г.
27 июня 1991 г. около 3000 солдат федеральной Югославской национальной армии (ЮНА), в которой руководящие должности занимали в основном сербы, двинулись к границе со Словенией. Из них примерно 70 человек погибли в ходе нескольких столкновений с новой армией Словении, длившихся около недели. Европейское Сообщество (ЕС) пыталось выступить в качестве посредника в переговорах о прекращении огня, но ему не удалось предотвратить воздушные бомбардировки Любляны 2 июля 1991 г. Это была первая бомбардировка европейского города со времен окончания Второй мировой войны. Однако во время непродолжгп ель- ной кампании против повой армии Словении ЮНА потерпела ряд неудач, и поэтому 2 июля
1991 г. федеральное правительство приняло разработанные ЕС условия соглашения о прекращении огня, по которым провозглашение независимости Словении откладывалось на гри месяца, с одной стороны, а с другой — из республики выводились войска Ю11А. Эти условия были точно соблюдены, к тому же основные действия Ю11Д переключились на Хорватию, где проживала более многочисленная сербская община.
8 октября 1991 г., но окончании трехмесячного моратория на отделение, Словения провозгласила полную независимость и ввела свою денежную единицу — толар. Независимость Словении формально признана ЕС в январе
1992 г. и Соединенными Штатами — в апреле 1992 г. В мае 1992 г. Словения вступила в Организацию Объединенных Наций (ООН) и Организацию но безопасности и сотрудничеству в Европе (СБСЕ, затем ОБСЕ). 23 декабря 1991 г. Словения приняла новую конституцию. 30 декабря 1991 г. ослабленная внутренними раздорами правящая коалиция ДЕМОС прекратила свое существование. Петерле оставался на посту премьер-министра до апреля 1992 г., когда его правительству был вынесен вотум недоверия. Премьером стал лидер Либерально-демократической партии (ЛДП), бывший президент Югославии доктор Жанез Дрновсяк.
Парламентские и президентские выборы в декабре 1992 г. не принесли значительных изменений: Кучан, набрав 64% голосов избирателей, был переизбран президентом (хотя но новой конституции этот пост стал во многом формальным), а Дрновсяк остался премьер-министром. Левоцентристская ЛДП Дрновсяка набрала 24% голосов, и он сформировал коалиционное правительство с правоцентристскими христианскими демократами (СХД) и Союзом социал-демократов (ССД). В январе 1996 г. ССД вышел из коалиции.
Благ одаря более или менее этнически однородному составу населения и общим границам с Италией и Австрией, Словении удалось благополучно избежать трагических событий, развернувшихся на территории бывшей Югославии в период с 1992 по 1995 г. И хотя отношения с Хорватией и Сербией оставались весьма напряженными, Словении удалось направить все свои усилия на создание конкурентоспособной
рыночной экономики и на получение статуса кандидата в члены Европейского Союза (ЕС). Словения получила статус кандидата уже в июне 1996 г., а в 1998 г. начались активные переговоры по ее вхождению в ЕС.
С 1989 но 1993 гг. ВНП республики снизился па 20%, а уровень безработицы среди трудоспособного населения достиг 14%. Однако с 1994 г. в экономике вновь начал наблюдаться рост, соста вивший примерно 4%) в год, уровень безработицы снизился до 7% в 1996 г., темпы инфляции — до 9% в год, а курс толара стабилизировался.
Па парламентских выборах, проведенных в ноябре 1996 г., ЛДП Дрновсяка получила поддержку 27% избирателей. Одновременно снизи лась популярность националистической Словенской национальной партии (СИП) и бывшей коммунистической ССД. Оппозиционным соперником ЛДП на выборах был новый правоцентристский блок «Словенская весна», в который вошли СХД, консервативная Народная партия Словении (НПС) и Социал-демократическая пар тия Словении (СДПС). Блок получил 45% голосов избирателей и занял половину мест в 1осудар- ственном собрании. Однако в январе 1997 г. один из депутатов от СХД перешел па сторону ЛДП. Таким образом, ЛДП и ее немногочисленные левоцентристские союзники, включая и Демократическую партию пенсионеров Словении (ДППС), составили тем самым незначительное большинство в 1Ьсударственно.м собрании. В марте 1997 г., когда из «Словенской весны» вышла СИП, было сформировано устойчивое коалиционное правительство, куда вошли представители ЛДП, ДЕ1ПС и СПП. Премьер-министром остался Дрновсяк.
В 1997—1998 гг. темны экономического роста замедлились, а уровень безработицы перешел отметку 10%. Приватизация коснулась только лишь некоторых крупных предприятий и нескольких предприятий частного сектора, поскольку в 1998 г. они работали только наполовину своих мощностей при 50%-ной занятости рабочих.
С 1994 г. Словения участвует в программе НАТО «Партнерство рачи мира». Е1о ей нс удалось вступить в само НАТО во время первой волны расширения этой организации па восток. В январе 1996 г. Словения стала пятым членом Центральноевропейской ассоциации свободной торговли, куда входят также Чешская Республика, Венгрия, Польша, Румыния и формально признанная в ноябре 1995 г., после принятия Дейтонского мирного соглашения по Боснии, Югославия. Отношения с соседней Хорватией после получения независимости стали в основном дружескими.