Зa последние несколько лет крупные авиалинии США, за исключением Southwest, Airtran и Jet Blue, потеряли миллиарды долларов. Основная причина и конкуренция со стороны международных авиалиний, получающих финансовую поддержку от правительств своих стран
После трагических событий 11 сентября 2001 г. и в результате последнего экономического спада бизнес-путешественники стали тратить гораздо меньше средств на свои поездки, а расходы авиакомпаний на пенсионные выплаты служащим и на меры по обеспечению безопасности, наоборот, повысились. Крупные компании, стараясь хоть как-то смягчить ситуацию и снизить расходы, прибегли к массовым увольнениям персонала, отложили на будущее приобретение новых лайнеров, закрыли некоторые узловые аэропорты (hubs), центры резервирования и технического обслуживания. Чтобы не допустить банкротства, United Airlines обратилась за помощью к властям страны4.
В качестве наглядного примера международного сотрудничества, помогающего компаниям вести конкурентную борьбу на мировом рынке, можно привести стратегическое партнерство между USAir и Star Alliance. Для такой авиакомпании, как USAir, такой стратегический союз вполне оправдан, поскольку помогает выйти на глобальный рынок. Star Alliance — это сетевое распространение услуг, связанных с использованием общей системы кодов, программ для часто летающих путешественников, единых цен, полной проверки и обработки багажа за один раз на таких авиалиниях, как U.S. Airways, United, Lufthansa, Spanair, Carribbean Sun и Winair.
Союзы этого типа обеспечивают обеим сторонам выход на местные рынки партнеров и получение доступа к тем ресурсам, которые позволят им в будущем выжить в условиях глобального дерегулирования воздушных перевозок. В данном случае местный рынок — это авиапассажиры, которым надо добраться до определенного пункта.
Несколько крупных американских авиакомпаний в течение какого-то времени были на грани банкротства. Но они сумели выжить, проведя снижение зарплаты персонала (в некоторых случаях до 15%) в обмен на более широкое представительство персонала в совете директоров и передачу служащим 21% акций компании.
Хотя служащие региональной авиакомпании Southwest являются членами профсоюза, она работает более эффективно, чем ее конкуренты: 672 часа полетного времени в год на пилота (например, в American Airlines только 371 час), а на каждого члена бригады стюардов приходится на 60% больше пассажиро-миль, чем у конкурентов. Благодаря такой производительности, настойчивости в снижении издержек и использовании стратегии удовлетворения пассажиров Southwest уже 30 лет подряд каждый год заканчивает с прибылью.
Такие региональные компании, как Southwest и Jet Blue, имеют более низкие эксплуатационные расходы и поэтому могут позволить себе более низкие цены на билеты, что заставляет более крупные компании потесниться на рынке воздушных перевозок. Этот факт оказывает все большее влияние на отрасль в целом.
Чтобы сократить убытки, вызванные дерегуляцией деятельности авиаперевозчиков, основные компании, занятые в этой отрасли, отказываются от невыгодных маршрутов, которые чаще всего обслуживают небольшие города. Новые авиакомпании начинают предоставлять услуги челночного типа, для чего между ближайшим узловым аэропортом и небольшими городами устанавливается регулярное движение самолетов. Такая система перевозок называется комбинированной (hub-and-spoke-system). В нее включаются автобусные перевозки, а для заказа транспортных средств или услуги в Хмельницком «замовлення автобуса» обращаются в специализированные компании.
Комбинированная система организации воздушных перевозок
Чтобы сохранить эффективность и снизить издержки, крупные авиаперевозчики в последнее время стали активно использовать комбинированные системы организации воздушных перевозок (hub-and-spoke-system). Эта система позволяет пассажирам совершать перелеты между небольшими городками, не связанными друг с другом прямым воздушным сообщением, через один, а то и два крупных узловых пункта. Пассажир из маленького городка может попасть и на международный рейс: с одной или несколькими пересадками в узловых центрах он может добраться до любой точки планеты.
У такой системы есть два преимущества: (1) используя ее, авиалинии могут обслуживать больше городов с меньшими материальными затратами; (2) собирая пассажиров из маленьких городов, самолеты максимизируют свою загрузку, экономя тем самым горючее.