Круизные корабли

В своих рекламных буклетах более 200 круизных линий предлагают огромное разнообразие морских путешествий на судах разного типа — от гигантских теплоходов типа «Love Boat» (корабль любви) до суденышек, способных взять на борт всего нескольких пассажиров. Это так романтично, когда твой корабль курсирует от одного экзотического порта к другому, а тебя целый день обслуживают как важного гостя.
Корабль, совершающий круиз, — это что-то вроде плавучего курорта. Условия проживания — какие только пожелаешь: от самых роскошных апартаментов до очень тесной каюты, которая меньше по размерам обычного гостиничного номера. Развлечения — самые разнообразные: от утренней физзарядки до дневного обжорства и полуночных танцев, шоу и даже азартных игр. Днем можно хорошо отдохнуть, привести себя в порядок в салоне красоты, принять участие в разнообразных играх или просто провести целый день в шезлонге у плавательного бассейна, читая занимательный роман. В течение дня гарантирован культурный досуг на все вкусы и в режиме «нон-стоп» уроки иностранного языка и хороших манер, танцевального и кулинарного искусства, рассказы о портах, в которые зайдет ваш корабль, участие в кулинарных турнирах, танцы, игра в бридж, настольный теннис, а также множество других развлечений.

Love Boat — это возможность путешествия, в котором сбываются самые смелые мечты
Например, Diamond Princess весит более 113 тыс. т и стоит 400 млн долл. Этот корабль более чем в два раза превосходит стандартное футбольное поле, он способен перевозить до 3 тыс. пассажиров.
Radisson Hotels International вышла на круизный бизнес, оценивающийся в настоящее время 4,6 млрд долл., построив огромный катамаран (судно с двумя килями — конструкция, позволяющая минимизировать как продольную, так и поперечную качку, в результате чего снижается вероятность возникновения у пассажиров морской болезни). Ее новый корабль Radisson Diamond может разместить на своем борту 354 пассажира. Пребывание на его борту стоит примерно 600 долл. в день, и поэтому корабль справедливо считается одним из самых дорогих в круизной индустрии.
В последние годы рынок круизных услуг очень динамично рос, но трагические события 11 сентября 2001 г. отрицательно повлияли и на него. По оценкам, в 2004 г. в круизные путешествия должны были отправиться 8,6 млн американцев. Цены варьируются от 85 долл. с человека в сутки на Carnival Cruise Lines до 600 долл. на Radisson Diamond. Цены обычно приводятся за сутки из расчета пребывания в двухместной каюте и только за время нахождения в пути, т.е. непосредственно круиза.
В настоящее время на 215 кораблях различного типа можно совершать круизы по озерам, рекам, но главное — по морям и океанам. Впечатляющий вид новых кораблей с многопалубными надстройками и многочисленными возможностями для развлечения и отдыха — это убедительный довод для совершения круиза, особенно для тех, чей доход составляет в среднем около 50 тыс. долл. в год.
В этой отрасли наиболее успешна в финансовом плане Carnival Cruise Lines, на долю которой приходится 20% продаж на этом рынке. Возраст ее целевых клиентов от 25 до 44 лет. Ожидается, что благодаря отличным характеристикам своих кораблей и круглосуточным развлечениям эта компания сможет обслуживать около 3 млн отдыхающих в год. Большая статья доходов — продажа алкогольных напитков, а также ее казино, крупнейшие среди всех подобных заведений, расположенных на кораблях. Carnival надеется, что веселье пассажиров будет тем большим, чем больше спиртных напитков они закажут и чем больше монет по 25 центов, а то и по доллару опустят в игральные автоматы, установленные на ее борту. Руководство компании также надеется, что пассажиры не будут слишком привередливо относиться к тесноте кают, так как полагают, что отдыхающие будут находиться там очень недолго, поскольку развлечения на корабле длятся весь день и большую часть ночи.
Говорят, что одинаковых кораблей не бывает. Каждый из них имеет свое лицо и свой характер, чему во многом способствует национальная принадлежность членов экипажа и обслуживающего персонала. Если, скажем, на круизном корабле развевается флаг компании Holland America, это означает, что члены экипажа по происхождению голландцы, а обслуживающий персонал — филиппинцы или индонезийцы. На корабле с флагом компании Epirotiki члены экипажа и обслуживающий персонал — греки.
Целевые клиенты небольших судов — преимущественно молодые супружеские пары, одинокие люди, семьи с детьми. На другом конце общего спектра круизных судов располагаются корабли, целевыми клиентами которых являются богатые люди. Эти суда привлекают свою, более зрелую, клиентуру солидностью атмосферы: обязательными переодеваниями к обеду, нешумными развлечениями и т.д.
Только за 2004 г. в круизах побывало около 8,2 млн людей. Многие пассажиры демонстрируют удивительную лояльность по отношению к «своему» кораблю: почти половина людей на борту отдыхала на нем и раньше.
Большинство круизных кораблей ходят под иностранным флагом, что объясняется рядом причин5.
1. В США, где сильны профсоюзы моряков, затраты на оплату труда экипажа слишком высоки, что затрудняет конкуренцию на международном рынке.
2. На кораблях США не разрешаются увеселения типа казино.
3. Строительство кораблей на иностранных верфях обходится дешевле, поскольку они получают субсидии от правительства, снижающего таким образом уровень безработицы в стране.
Кроме того, многие круизные суда плавают под иностранными флагами по той простой причине, что регистрация в таких странах, как Панама, Багамские острова и Либерия, обходится дешевле, да и налогообложение там гораздо ниже или вообще отсутствует.
Американцы в основном работают на круизных судах в сферах маркетинга, резервирования мест, поставок и береговых видах деятельности на территории США. На борту их иногда можно встретить в качестве директора круиза или его заместителя по хозяйственной части.
Поучительный случай
Метрдотель ресторана «Love Boat» объяснил обязанности персонала ресторана, начинающего работу в 6 часов утра с приготовления завтрака и продолжающего затем готовить блюда для обеда и ужина. Один студент- практикант спросил: «А когда заступает вторая смена?» Метрдотель засмеялся и ответил, что на судне второй смены не бывает. Конечно же, студент сразу потерял интерес к такой работе, особенно когда до него дошло, что экипажу приходится бывать в море месяцами.