ЧЕХИЯ

Чехия

Чешская Республика

Столица: Прага.

Социально-экономическая информация Площадь: 78 864 кв. км/30 450 кв. миль. Население: 10 677 000.

Плотность населения на кв. км/кв. милю: 131/339.

Городское население: 75%.

Уровень грамотности: 99%.

ВВП: 264 млрд. долларов; ВВП на душу населения: 24 938 долларов.

Затраты правительства на оборону (% от ВВП): 2, 8%.

Денежная единица: чешская крона.

Тип экономики: средний доход

Занятость населения в сельском хозяйстве: 9%.

Уровень безработицы: 3,4%.

Глава государства Президент Милош Земан (с 2013 г.)  Президент Чехословакии.

Глава правительства Премьер-министр Андрей Бабиш (с 2017 г.).

Этнический состав

Основная часть населения принадлежит к чешской этнической группе (западно-славянская народность). Есть также довольно значительное меньшинство словаков, немного поляков, немцев и венгров. Официальный язык — чешский, но 4% населения говорит на словацком.

Религия

Около 40% населения — католики. Значительные меньшинства придерживаются Чешской церкви (172 000), Пресвитерианской Евангелической церкви чешских братьев (168 000) и Восточной ортодоксальной церкви.

Политические черты Тип правления: молодая демократия Дата создания государства: 1993 г.  Политическая структура: унитаризм Исполнительная власть: дуалистическая Законодательный орган: двухпалатный Партийная структура: многопартийная Уровень соблюдения прав человека:

Местные и региональные власти

Страна делится на четырнадцать областей, включая город Прагу, подразделяется на муниципалитеты с целью местного управления. В настоящее время существует 72 административных района.

Политическая система

Согласно конституции от декабря 1992 г., которая вошла в силу 1 января 1993 г., когда федеральная Республика Чехословакия раскололась на две отдельные республики — Чехию и Словакию, Чешская Республика имеет политическую систему с дуалистической исполнительной властью.

Большая часть исполнительной власти находится в руках премьер-министра по парламентарной модели. Президент государства, хотя и является преимущественно формальной фигурой, тем не менее обладает властью налагать вето на законы и при определенных обстоятельствах может распустить нижнюю палату парламента. Законодательная власть принадлежит двухпалатному парламенту, состоящему из Палаты депутатов, в которой работают 200 человек, нижней палаты, и Сената, состоящего из 81 члена. Палата депутатов избирается на четыре года по системе пропорционального представительства всеобщим голосованием, минимальный возраст голосующих — 18 лет. Сенаторы прямо избираются в округах на шестилетний срок по принципу ступенчатого расположения, т. е. 1/д переизбирается каждые два года. В начале ожидалось, что Сенат выберут в 1993 г., но некоторые помехи заставили отложить его первые выборы до 1996 г. Его главная задача — пристально наблюдать за законодательством. Обе палаты собираются вместе на объединенных заседаниях с целью формирования коллегии выборщиков, чтобы избрать президента государства максимум на два последовательных пятилетних срока. Президент назначает и увольняет премьер-министра, является главнокомандующим вооруженными силами, представляет государство во внешних делах и назначает с согласия Сената судей в Конституционный суд, состоящий из 15 членов, которые назначаются на десятилетний срок, а также судей и их заместителей в Верховном суде. Премьер-министр, назначаемый президентом, формирует совет министров (СМ), или кабинет министров, приблизительно из 20 членов, владеющих большинством в палате депутатов, чтобы брать на себя обязанность повседневного управления.

Раньше, до того, как Чешская Республика стала отдельным государством в январе 1993 г., каждая из двух национальных республик имела свою собственную конституцию, законодательный орган и правительство, при этом Республика Чехословакия также имела свой собственный федеральный законодательный орган. Он включал в себя прямо избранную народную палату, состоящую из 200 членов, из них 134 депутата были из Чешской Республики, и Национальную палату, состоящую из 150 членов, из них 75 — чешские. Обе палаты избирали президента государства, который назначал премьер-министра и правительство. Были специальные процессуальные предосторожности для предотвращения превосходства одной из наций, например, отдельное голосование чешских и словацких депутатов для принятия экономического плана или бюджета, при этом было необходимо большинство от обеих групп, прежде чем они будут приняты. Республики обладали полной властью над такими сферами, как культура, образование, здравоохранение и правосудие, в то время как федеральное управление было сосредоточено на экономике, финансах и дипломатических вопросах.

Политические партии

Главные политические партии в Чешской Республике — правоцентристская Гражданская демократическая партия (ГДП), Гражданский демократический альянс (ГДА) и Союз свободы, левоцентристская Свободная либерально-демократическая национальная социальная партия (ДДНСП), Коммунистическая партия Богемии и Моравии (КПБМ), центристская Аграрная партия, Либеральная национальная социальная партия (ЛИСП, в прошлом Чешская Социалистическая партия, или ЧСП) и Чешская Социал-демократическая партия (ЧС.ДП), Христианский демократический союз — Чешская народная партия (ХДС—ЧИП); Моравская националистическая партия (МПП) и крайне правая Чешская республиканская партия.

ГДП, ГДА и СС были основаны в 1991 г. вследствие распада Гражданского форума, учрежденного в 1989 г. как управляемая интеллигенцией всеохватывающая организация, возглавляющая продемократическое движение «Бархатная революция». ГДП, состоящая из 35 000 членов, во главе которой стоит премьер-министр Вацлав Клаус, является правоцентристской антикоммунистической организацией, образованной для создания свободной рыночной экономики в западном стиле. Христианская демократическая партия присоединилась к пей в 1996 г. 1 ДА, которая была партнером по коалиции с ГДП в 1992—1998 гг., имеет такие же взгляды. Союз свободы был основан в январе 1998 г. более чем тридцатью депутатами, отделившимися от ГДП, их лидером был Ян Рамль, в прошлом министр внутренних дел. ЛДПСП, возглавляемая Юрием Денстбаэром, является более либеральной левоцентристской силой, поддерживающей президента Гавела. Она возникла как гражданское движение.

КПЧМ, состоящая из 300 000 членов, основанная в 1991 г, является реформистско-социалистическим преемником прежде доминирующей Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ). KI14 возникла в мае 1921 г. как левая фракция, отделившаяся от Чехословацкой социально-демократической партии (основана в 1897 г.). Партия, в которую изначально входило 350 000 членов, имела многонациональный характер. Ей было позволено действовать легально в течение всего периода между двумя мировыми войнами, захватывая более 10% голосов, но она не делила власть ни с одним из кабинетов в этот период. Количество членов снизилось до менее чем 100 000, и партия была вынуждена уйти в подполье, когда Гитлер вторгся в страну. Однако в 1945 г. партия получила массовый приток новых членов и на свободных выборах 1946 г. набрала 38% голосов. Позднее она подверглась значительной чистке в начале 50-х и сразу после «Пражской весны» 1968 г. В результате количество членов партии сократилось с 1,68 млн в 1962 г. до 1,17 млн в 1971 г. В 1986 г. ее численность снова выросла до 1,68 млн, составив 10,8% всего населения. Вследствие раскола в КПЧМ в июле 1993 г., после того как новым лидером партии был избран приверженец традиций Мирослав Гребеничек, основателем отделившейся Демократической левой партии стал реформист Юрий Свобода.

Аграрная партия, основанная в 1990 г., чтобы добиться компенсации для фермеров, чье имущество было изъято во время коллективизации, и ЧСП, партия, ориентированная на городских служащих среднего класса и основанная в 1948 г. из частей Чехословацкой Национальной социалистической партии (основана в 1897 г.), боролись на выборах в Чешский национальный совет в 1992 г. вместе с Партией «зеленых» (основана в 1989 г.) под флагом Либерального социального союза (ЛСС). В июне 1993 г. ЧСП, которая была разрешена в эпоху коммунизма, переименовала себя в Либеральную национальную соци;1лыгую партию (ЛИСП) и покинула ЛСС, а месяц спустя два оставшихся члена ЛСС объединились с ЧСДП (основана в 1878 г.), которая была запрещена в 1948 г., а затем восстановлена в 1989 г., и Христианским социальным союзом (ХСС), сформировав умеренный левый «Блок реализма». Лидером ЧСДП является Милош Земан.

ХДС—ЧИП, основанная в 1992 г., является правоцентристской организацией, состоящей из Чешской Народной партии и Римской католической

партии, основанной в 1919 г. и разрешенной в эпоху коммунизма. Ее лидер — Джозеф Люкс.

КПЧМ пропагандирует образование самоуправляемой Республики Моравия, расположенной на востоке Чешской Республики. Крайне правая Республиканская партия была основана в 1989 г., ее лидер — Мирослав Сладек.

Политическая история Чехии

1918-1989 гг.

Независимое государство Чехословакия было образовано в октябре 1918 г. вследствие распада Австро-Венгерской империи Габсбургов в конце Первой мировой войны. Она включала в себя чешские земли Богемии и Моравии, которые находились под управлением Австрии с ХМ в., и Словакию, которой управляла Венгрия почти 1000 лет. Несмотря па проблемы, возникшие при интеграции различных этнических групп в пределах новой нации, Чехословакия была единственным государством Восточной Европы, сохранившим парламентскую демократию на протяжении всего периода войны. Она приняла форму пятипартийного коалиционного правительства с преобладанием Аграрной и Национальной социалистической партий, под управлением влиятельного уроженца Словакии Томаша Масарика (1850—1037). который был президентом с 1918 по 1935 г. Эго стало возможным благодаря пропорциональному экономическому и социальному развитию страны. Па- пример, в 1930 г. только населения была вовлечена в сельское хозяйство, в то время как 40% мужчин были заняты в промышленном секторе. В конце 1930-х, с усилением власти фашистского лидера Адольфа Гитлера, оппозиция к правительству была спровоцирована немецкими и мадьярскими ирредентистами. Это дало повод для заключения Мюнхенского соглашения в сентябре 1938 г. между Британией, Францией, Германией и Италией, что заставило Чехословакию уступить Судетские области фашистской Германии. Шесть месяцев спустя немецкая армия вторглась и завоевала остальную часть страны. Президент Эдуард Бенеш (1884—1948) ушел в оппозицию, отправив правительство в Лондон.

В течение Второй мировой войны Чехия была оккупирована немецкими войсками, хотя Словакия получила независимость в 1944 г. и Богемия— Моравия правила как протекторат. Операции уничтожения были направлены против представителей интеллигенции, и в 1942 г. жители Лидице были жестоко истреблены. Страна была освобождена в 1945 г. советскими и американскими войсками, включая местные отряды сопротивления, обученные в Советском Союзе, под управлением генерала Людвига Свободы (1895—1975) Было немедленно образовано правительство национального единства, Бенеш стал президентом, однако коммунисты заняли наиболее значимые министерства, в том числе министерство внутренних дел, включая полицию и средства информации. Коммунисты также доминировали в местной администрации. В итоге два миллиона судетских немцев были изгнаны из страны.

В мае 1946 г. на выборах Учредительного национального собрания, состоящего из 300 членов, левые, включая коммунистов и социал-демократов, добились большинства, что дало возможность лидеру КПЧ Клементу Готвальду (1896—1953) стать

премьер-министром. К 1948 г. КПЧ получила полный контроль захватив власть и совершив переворот в феврале 1948 г. под флагом Национального фронта, а затем победив на выборах в час 1948 г., которые проводились по новой конституции советского образца. Бенеш ушел с поста президента в июне 1948 г., и его преемником стал Готвальд. Исторические провинции Чехословакии были отменены в 1948 г., и страна была поделена сначала на 19, а затем, по новой конституции июля 1960 г., на 12 областей. Раньше, в 1945 г., ведущие национальные промышленные и финансовые институты стали собственностью государства и была запущена программа коллективизации сельского хозяйства.

В 1950-е, когда правили президенты Готвальд, Антонии Запотоцкий и Антонин Новотный (1904—1975), сохранялся строгий сталинский режим, все противники которого уничтожались. Однако с середины 1960-х началось политическое брожение как резу льтат возрастающего давления со стороны студентов и интеллектуалов, особенно среди словаков, а также из-за ухудшения экономических условий.

В январе 1968 г. ортодоксальный лидер КПЧ Антонин Новотный был смещен, на его место пришел реформист-словак Александр Дубчек (1921—1992). В марте 1968 г. герой войны генерал Свобода стал президентом, и в апреле 1968 г. Олдрих Черник был назначен премьер-министром. Новая администрация начала широкую программу либерализации (социалистическую демократическую революцию), обещая восстановление свободы собраний, слова и передвижения; снижение ограничений тайной полиции децентрализованные экономические реформы и введение элементов демократического политического плюрализма. Эти предполагаемые изменения, несмотря на уверенность в том, что Чехословакия останется в пределах Варшавского договора и КПЧ сохранит свою лидирующую политическую роль. Советским Союзом воспринимались с недоверием, и 20—21 августа 1968 г. 600 000 советских, болгарских, восточно-германских, венгерских и польских войск вторглись в Чехословакию, чтобы восстановить ортодоксальную политику и искоренить эксперименты, которые были названы «социализмом с человеческих! лицом».

Вследствие советского вторжения началась большая чистка всех свободомыслящих в КПЧ. количество членов партии сократилось на треть, и доктор Густав Гусак (род. в 1913 г.), словацкий «Брежнев», сместил Дуй чека с поста лидера КПЧ в апреле 1969 г., и Любомир Штругал был назначен премьер-министром в январе 1970 г. Однако генерал Свобода оставался президентом до мая 1975 г., успешно ведя переговоры о поэтапном выводе советских войск в октябре 1968 г. была принята новая федеральная конституция, учитывающая национальные интересы словацкого меньшинства страны.

В 1973 г. на некоторых из тех 40 000 человек, сбежавших из Чехословакии после вторжения 1968 г., распространилась амнистия, сигнализируя об ослаблении репрессий. Однако в 1977 г., вследствие подписания манифеста о нравах человека «Хартия-77» более чем 700 представителями интеллигенции и бывшими партийными деятелями в ответ на Хельсинкскую договоренность 1975 г., начали применяться новые жесткие меры. Продолжением этих мер стал арест инакомыслящих в мае 1981 г., во время кризиса польской «Солидарности». Под управлением Густава Гусака в 70 — 80-х гг. Чехословакия проявила себя как верный друг Советского Союза. Были проведены незначительные экономические реформы, но в политической сфере сохранялись идеологическая ортодоксальность и строгий партийный контроль. Однако после того как реформатор Михаил Горбачев стал советским лидером в 1985 г., возросло давление на экономические и административные реформы. В декабре 1987 г., оставаясь президентом. Гусак был замещен на посту лидера КПЧ Милоуш Якеш (род. в 1922 г.), чешским экономистом. Работая с реформатором-технократом Ладиславом Лдамецом, премьер-министром с октября 1988 г., он начал проводить программу реформ (реструктуризация) по советской модели перестройки. Его подход был очень осторожным, и деятельность инакомыслящих, которая стала все шире распространяться в 1988—1989 гг., была пресечена.

Под влиянием событий в Восточной Европе, начиная с 17 ноября 1989 г., на центральной площади Праги был проведен ряд продемократических митингов, инициированных студентами. Поддержка движения протеста быстро выросла после жестокого подавления первых митингов силами правоохранительных органов, когда пострадало более 500 человек, и к 20 ноября 1989 г. в Праге было более 400 000 демонстрантов и все больше их становилось в Братиславе. Широкое оппозиционное движение, Гражданский форум, было стремительно образовано под управлением драматурга и активиста «Хартии-77» Вацлава Гавела (род. в 1935 г), который привлек на свою сторону видных деятелей небольших политических партий, которые были членами коалиции Национального фронта.

В то время как движение протеста продолжало расти, Якеш 24 ноября 1989 г. ушел с поста лидера КПЧ, a на его место пришел Карел Урбанек, уроженец Южной Моравии, и убрал правящее партийное политбюро. Прошло менее недели, и после короткой всеобщей забастовки Национальное собрание проголосовало за внесение поправок в конституцию, которые должны были отнять у КПЧ ведущую роль в правительстве и, соответственно, монополию на власть. Оппозиционные партии, начиная с Гражданского форума и его словацкого двойника «Общественность против насилия» (ОПН), были легализованы. 7 декабря 1989 г. Адамец ушел в отставку, и премьер-министром стал Мариан Чалфа, который основал правительство «большой коалиции», ключевые посты в котором, включая министра иностранных дел, министра финансов и министра труда, были отданы бывшим диссидентам. Чалфа ушел в отставку из КПЧ в январе 1990 г., но оставался премьером.

1989-1999 гг.

27 декабря 1989 г. реабилитированный Александр Дубчек, который выступал на митингах массового протеста в Праге и Братиславе в ноябре 1989 г., был приведен к присяге как председатель Федерального собрания, а 29 декабря 1989 г. Вацлав Гавел стал президентом Чехословакии. Правительство новых реформ немедленно распространило амнистию на 22 000 заключенных, отменило цензуру, добилось согласия КПЧ на то, что она добровольно отдаст свое большинство в Федеральном и Республиканском собраниях и государственных аппаратах и пообещало устроить многопартийные выборы в июне 1990 г. Эти вы боры выиграли Гражданский форум и ОПП, набравшие 46% голосов против 14% у КПЧ, и Мариан Чалфа продолжил свою деятельность во главе нового правител1.ства под руководством Гражданского форума—ОПН. Администрация Чалфы объявила о своих планах сокращения численности вооруженных сил, призвала СССР вывести 75 000-й военный контингент, расположенный в стране, и обратилась с просьбой о членстве в МВФ и Международном банке. Вацлав Гавел был переизбран президентом, как единственный кандидат, на ближайшие два года Федеральным собранием 5 июля 1990 г. В 1990 г. была введена передача власти, чтобы уменьшить разногласия между Чешской и Словацкой республиками. В январе 1991 г. был принят закон о нравах, и произошли сдвиги в сторону либерализации цен, приватизации и развития малого бизнеса. В мае 1991 г. был принят закон о возврате имущества, национализированного после 25 февраля 1948 г., первоначальным владельцам, это были первые подобные меры в Восточной Европе. В апреле 1990 г. было принято название Чешская и Словацкая Федеративная Республика, и в ноябре 1990 г. Словацкая республика объявила словацкий официальным языком, чему способствовала словацкая национальная партия, организовавшая проавтономные митинги и демонстрации в республике во второй половине 1990-х.

В первые месяцы 1991 г. Гражданский форум начал распадаться на две отдельные фракции: правоцентристскую фракцию под управлением министра финансов Вацлава Клауса (род. 1941 г.), названную Гражданской демократической партией (ГДП) в апреле 1991 г., и социально-демократическую группу Свободная ассоциация Гражданского форума, переименованную в Гражданское движение в апреле 1991 г., под управлением министра иностранных дел Юрия Динстбира и заместителя премьер-министра Павла Ричетского. В марте 1991 г. ОПН также раскололась, когда словацкий премьер Владимир Мечиар основал отколовшуюся группировку, Движение за Демократическую Словакию (ДДС), которая обещала добиться большей автономии от Праги. В апреле 1991 г. он был смещен с поста главы словацкого правительства президиумом Словацкого Национального совета (парламентом) из-за политических разногласий. Сторонниками Мечиара были проведены митинги протеста в словацкой столице Братиславе. Ян Карногурский, лидер Христианского демократического движения, младший партнер правящей коалиции под управлением ОПН, захватил власть в качестве словацкого премьера.

В июле 1991 г., спустя месяц после окончательного вывода советских войск из страны, СССР согласился заплатить Чехословакии 100 млн долларов в качестве компенсации за ущерб, причиненный стране с момента вторжения СССР в 1968 г. В августе 1991 г. началась постепенная приватизация чешской промышленности, при этом 50 наиболее крупных предприятий были выставлены на продажу на международные рынки.

В октябре 1991 г. были подписаны дружеские соглашения с Францией, Германией и Советским Союзом. В этом же месяце ОПН стала либерально-консервативной политической партией и была переименована в Гражданский демократический союз — Общественность против насилия, ее лидером стал Мартин Порубяк.

Учитывая то, что главные политические партии всегда делились на чешские и словацкие группы, ожидалось, что результаты всеобщих выборов в июне 1992 г. определят, разделится ли страна на отдельные государства — Чехию и Словакию. В Чешской Республике правоцентристская ГДП одержала решительную победу, получив 76 из 200 мест, с 30% голосов.

Было основано ГДП—доминирующее четырех-партийное коалиционное правительство из Гражданского демократического альянса (ГДА), ХДС— ЧИП и Христианской демократической партии, и Вацлав Клаус стал чешским премьер-министром. В Словацкой республике победила независимая ДДС во главе с Владимиром Мечиаром. Ее успех был обусловлен отчасти ее кампанией против экономических реформ федерального правительства, повлекших за собой повышение уровня безработицы до 10% в более отсталой Словацкой Республике против лишь 2,5% в более передовой Чешской республике. ДДС также проявила себя, получив 57 мест, как вторая, но величине партийная группа в Федеральном собрании Чехословакии, состоящем из 300 членов, и использовала эту позицию, чтобы препятствовать конкурентам в новом федеральном соглашении и продвигать свои сепаратистские запросы.

По причине своего бескровного характера прогрессивная демократизация в Чехословакии с 1989 г. была названа «бархатной революцией». В течение 1992—1993 гг. федеральная республика засвидетельствовала и установила порядок мирного «бархатного разделения». 17 июля 1992 г. Словацкий Национальный совет (парламент) выпустил символическую декларацию о словацком суверенитете. Также в июле 1992 г. было основано временное федеральное правительство, (лидирующими партиями были ГДП и ДДС) с Яном Страским (ГДП) на посту премьер-министра. В течение 1992 г. шли переговоры о делении федеральных средств и долгов, в которых применялось соотношение 2:1, чтобы отобразить относительный размер чешского и словацкого населения и для развития механизма разделения двух республик. «Развод» был проведен мирным путем, после того как чешский лидер увидел преимущество независимости для республики, которая была экономически более развила, чем Словакия. К тому же он происходил на фоне приглушения народного интереса: опрос населения показал, что более 60% чехов и словаков на самом деле против деления страны. Однако, несмотря на повторяющиеся призывы президента Гавела провести референдум по этому вопросу, проблему разделения оставили на рассмотрение избранным политикам. Новая конституция Чешской Республики была принята в декабре 1992 г. и вошла в силу 1 декабря 1993 г., когда Словакия добилась независимости, и была основана отдельная Чешская Республика. Договор о таможенном союзе был подписан в октябре 1992 г. а соглашение о добрососедстве — 17 декабря 1992 г., чтобы завершить «разделение». Нывший президент Чехословакии Вацлав Гавел был избран президентом нового государства в январе 1993 г. Вацлав Гавел остался премьер-министром, и Чешский Национальный совет выбранный в июне 1992 г., был переименован в палату депутатов, которую необходимо было переизбрать в 1996 г.

В июне 1993 г. Чешская Республика стала членом Совета Европы (СЕ) и, обращая внимание на свою долгосрочную цель — присоединение к Европейскому Союзу (ЕС), подписала договор о дружбе и сотрудничестве с Россией в августе 1993 г.

Правоцентристская администрация Клауса сконцентрировалась в течение 1992—1995 гг. на проведении рыночно ориентированных экономических реформ, чтобы основать капиталистическую экономику’ западного образца. Хотя в 1991—1993 гг. ВВП значительно уменьшился, почти на четверть, и возникли связанные с этим проблемы, например, рост преступности и коррупции, чешская программа реформ была одной из самых успешных в Центральной Европе. С 1994 г. начал отмечаться рост частного сектора, а темп инфляции был сокращен примерно до 10% в год. В январе 1993 г. был введен налог па добавленную стоимость, и Пражская фондовая биржа была вновь открыта в апреле 1993 г., после того как ее закрыли более 50 лет назад. К 1994 г. доля ВВП частного сектора превысила 50%, и более 6 млн чехов приняли участие в первой волне массовой приватизации, совершив это с помощью новаторской программы ваучеров, которая делегировала эффективный контроль государственным банкам. Поддерживаемые политической стабильностью, значительные западные, особенно немецкие, инвестиции были привлечены в новое государство, которое вошло в состав Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР) в ноябре 1995 г. и официально обратилось к Европейскому Союзу с просьбой войти в его состав в январе 1996 г.

Неожиданно на всеобщих выборах в июне 1996 г. трехпартийная консервативная коалиция Клауса, включающая в себя свободно-рыночную ГДЛ, «социальный рынок» ХДС—ЧИП и правоцентристскую ГДП, потеряла большинство в парламенте. Это произошло, даже несмотря на то, что ВВП вырос на 5%, а уровень безработицы снизился на 2,8%, при этом 70% народного хозяйства находилось в частных руках. Коалиция с 44%. голосов получила 99 из 200 мест, т. е. па 13 меньше, в то время как левоориентированная социально-демократическая партия под управлением Милоша Земана увеличила в четыре раза число своих голосов, до 26%, и, имея 61 место, стала второй по величине партией. Коммунисты с 10% голосов получили 22 места, в то время как крайне правая Республиканская партия, ненавидящая иностранцев, получила 18 мест. Тем не менее Клаус остался у власти — единственный консервативный лидер в Центральной Европе, переизбранный на второй срок правления после краха коммунизма в 1989 г. Он управлял коалиционным правительством меньшинства, понимая, что социал-демократы получат лидерство в парламенте и что приватизация будет замедлена и будут приняты важные соглашения, но вопросам пенсий, здравоохранения и образования.

В ноябре 1996 г. на выборах в Сенат за правящую коалицию голосовали больше всего: она привлекла 65% голосов. После этого коалиция начала раскалываться, в экономике начался спад, а скандалы в банковской сфере привели к тому, что с мая 1997 г. началось сильное давление на крону. Несмотря на то что Чешский Национальный банк потратил 2 млрд американских долларов на поддержание национальной валюты, крона была девальвирована. В сентябре 1997 г. был введен строгий бюджет, предусматривающий ежегодный экономический рост менее 1%, и в ноябре 1997 г. Клауса обвинили в том, что он вводит в заблуждение парламент, скрывая источник больших денежных поступлений в ГДП. Это привело к тому, что ГДЛ и ХДС—ЧИП отказались поддерживать Клауса и вынудили его уйти в отставку.

Лидер ХДС Джозеф Люкс не смог создать новое коалиционное правительство, поэтому в середине декабря Джозеф Тосовский, бывший директор Чешского Центрального банка, стал премьер-министром, ответственным за сбережения. В январе 1998 г. страдающий от рака легких президент Гавел был переизбран законодательным органом на второй срок, который он потратил на борьбу с национализмом. ГДП переизбрала Клауса своим лидером в декабре 1997 г., но его авторитет был подорван в январе 1998 г. изменой более чем 30 депутатов повой партии, Союза свободы, образованной бывшим министром внутренних дел Яном Румлем. Проводя кампанию на платформе борьбы с коррупцией и «социального рынка», левоцентристские социал-демократы под управлением Земана, привлекли 32% голосов на всеобщих выборах в июне 1998 г., против основного направления правых, набравшего 45%. Однако Земан стад премьер-министром, возглавив коалиционное правительство меньшинства с коммунистической партией, которой были отданы семь мест в кабинете министров, состоящем из 19 членов. Коалиция смогла выжить благодаря договору с ГДП, которая пришла второй, набрав 28% голосов. По этому договору лидер ГДП Вацлав Клаус становился спикером палаты депутатов, со значительным контролем над повесткой дня законодательного органа, и все верили, что Земан и Клаус хотят сменить систему голосования на «первый перед остальными», для того чтобы снизить влияние мелких партий. Новое правительство пообещало продолжать настаивать на членстве страны в ЕС, успешно ведя переговоры по этому вопросу, кроме того, было принято решение вступить в НАТО в марте 1999 г. Однако надежды на снижение темпов приватизации и либерализацию цен не оправдались.