СЛОВАКИЯ

Slovakia

Республика Словакия развитая индустриально-аграрная страна.

Столица: Братислава.

Социально-экономическая информация Площадь: 49 035 кв. км/18 933 кв. мили. Население: 5 443 000 чел. Плотность населения 111 на кв. км.

ВВП: 203 млн долларов, ВВП надушу населения: 23 384 долларов.

Затраты правительства на оборону (% от ВВП): 2,8%.

Денежная единица: евро.

Занятость населения в сельском хозяйстве: 12% . Уровень безработицы: 13,1%

Глава государства (формальный) — президент Зузана Чапутова (с 2019 г.).

Глава правительства — премьер-министр Петер Пеллегрини (с 2018 г.).

Этнический состав

87% населения составляют словаки, 11% — этнические венгры (мадьяры), 1 % — чехи, есть также сообщества моравийцев, силезийцев и румынских цыган. Словацкий язык, входящий в западную славянскую группу, стал единственным официальным языком с 1996 г. Венгры, которые составляют многочисленное этническое меньшинство, живут в южной части государства, уже на протяжении долгого времени требуют большей независимости в сфере культуры и образования, а также утверждения новых законов, гарантирующих права меньшинств.

Религия Словакии

60% населения — католики. Протестантская словацко-лютеранская (евангелистская) церковь насчитывает 330 000 приверженцев, новохристианская церковь Словакии — 89 000 приверженцев, православная церковь — 55 000.

Местные и региональные власти

Республика разделена на восемь регионов (краев), один из которых — город Братислава, и на 79 районов (окрестностей), созданных с целью местного самоуправления.

Политическая система

По конституции сентября 1992 г., которая вступила в силу 1 января 1993 г., в Словакии действует парламентская политическая система. 150 членов однопалатного законодательного органа, Национального совета Словацкой Республики, избираются на всеобщем голосовании, по системе пропорционального представительства на четырехлетний срок. Президент государства (до июня 1995 г.) является главнокомандующим военными силами, он назначает премьер-министра, представляет республику на мировой арене и может объявить о чрезвычайной ситуации и назначить референдум. С 1999 г. президентские выборы проходят прямым голосованием. А до этого президент выбирался Национальным советом.

Президента могут лишить его поста, если Национальный совет проголосует за вынесение ему вотума недоверия, набрав необходимые для этого 60% голосов депутатов. Премьер-министр также должен получить не менее 60% голосов Национального совета для утверждения своей кандидатуры, тогда он становится главой правительства и назначает кабинет из 15 членов. Есть возможность созыва референдума, но требованию населения, если петиция включает по крайней мере 350 000 подписей от граждан. Референдум считается состоявшимся, если явка превышает 50%.

Политические партии

Из 20 партий, действующих в Словакии, наиболее важными являются следующие семь: Движение за демократическую Словакию (ДДС), Демократический союз Словакии (ДСС), Левад демократическая партия (ЛДП), Партия гражданского понимания (ПГП), Христианское демократическое движение (ХДД), Словацкая национальная партия (СИП) и Венгерская коалиция.

Левоцентристское националистическое движение ДДС сформировалось в марте 1991 г., во главе его встал Владимир Мечиар. Оно откололось от более умеренного формирования «Парод против насилия» (ППН), основанного в 1969 г., и стало во главе про-демократического движения в Словакии. ДДС стояло за получение Словакией полной автономии, это движение сыграло не последнюю роль в процессе распада Чехословакии и образовании независимой Словакии в январе 1993 г.

Йозеф Моравчик возглавил центристский союз ДСС, отколовшийся в феврале 1994 г. от ДДС, а в апреле 1994 г. слившийся с Союзом демократов, сформированным в июне 1993 г. Миланом Кназко, который ушел в отставку из правительства Мечиара и из ДДС.

Реформистско-социалистическая ЛДП является последователем бывшей доминирующей Коммунистической партии Словакии. Она была основана в 1991 г., лидером стал Питер Вайс. ПГП — левая центристская, анти-Мечиарская партия.

В 1990 г. под руководством Яна Карногурского было основано движение ХДД, правоцентристская сила, выступающая за реформирование экономики по западному рыночному образцу. СІ ІП — это националистическая партия, основанная в 1990 г., нынешним лидером ее является Ян Слота. В феврале 1994 г. партия была ослаблена после ухода из ее рядов бывшего лидера Людови ка Черпака, решившего сформировать новую правоцентристскую Национально-демократическую партию.

Венгерская коалиция, возглавляемая Бела Бугаром, являет собой выборный альянс партий, занимающихся вопросами венгерского этнического меньшинства в Словакии. Она включает Венгерскую гражданскую партию, Венгерское христианско-демократическое движение и «Сосуществование».

Словакия: политическая история

В IX в. и. э. чехи и словаки, западные славянские народности, были объединены и вошли в состав Великой Моравской империи. Но в X в., вслед за распадом империи, чехи сформировали независимое королевство, которое просуществовало до XVI в., когда словаки попали под контроль Венгрии и находились в подчинении до XX в. В XIX в., после распада Австро-Венгерской империи в конце Первой мировой войны, было образовано независимое государство Чехословакия, где чехи и словаки снова были объединены.

Словаки противились тому, чтобы экономическое развитие Чехословакии в межвоенный период сосредоточивалось на чешской земле, а также антиклерикальному характеру правительства, заседающего в Праге, ведь католики составляли большую часть населения Словакии. Однако требования словаков о создании федеральной системы, в которой словацким землям была бы представлена автономия, были отвергнуты. В октябре 1938 г., вслед за подписанием в сентябре того же года Мюнхенского соглашения, по которому часть Чехословакии, заселенная преимущественно немцами, отходила нацистской Германии, словацкие националисты провозгласили независимость своего государства. Немецкий диктатор Адольф Гитлер согласился на создание в марте 1939 г. пронацистского словацкого государства, лидером которого стал фашист Йозеф Гисо. Евреи во время его правления подверглись гонениям, которые длились до апреля 1945 г. С августа 1944 г. начались вооруженные восстания, во главе которых стояло движение «Словацкое национальное движение».

В начале 50-х гг., когда было основано коммунистическое государство Чехословакия (смотри раздел «Политическая история», Чешская Республика), словацкое националистическое движение было подавлено насильственными методами, был заключен в тюрьму Густав Гусак (род. в 1913 г.), который позднее, между 1969 и 1987 гг., стал лидером Коммунистической партии Чехословакии.

В стране шел процесс экономического развития, в Словакии были открыты предприятия тяжелой промышленности. В январе 1968 г. другой словацкий политик, Александр Дубчек (1921—1992), стал лидером правящей Коммунистической партии Чехословакии (КПЧ) и ввел ряд политических реформ. Но они не получили одобрения Советского Союза, и за этим последовало в августе 1968 г. вторжение в Чехословакию союзников Варшавского пакта, а также отстранение Дубчека от власти. Гусак, который сменил Дубчека на посту лидера КПЧ, ввел в 1969 г. новую федеральную конституцию, по ней Словакия полущила право выбирать свое собственное правительство и членов в законодательный орган, Словацкий национальный совет, страна получила также большую автономию в культурной, образовательной и юридической сферах.

В 70-х гг. и начале 80-х гг. продолжались гонения на римско-католическую церковь и словацких националистов, зато в конце 80-х гг., когда политическая открытость начала поощряться новым советским лидером, Михаилом Горбачевым, в Словакии произошел мощный взрыв антикоммунистического, демократического движения. В 1989 г. в республике создано движение «Народ против насилия» (НПН), вставшее во главе всех недовольных, в ноябре 1989 г. в Братиславе состоялись массовые митинги под предводительством Александра Дубчека.

В июне 1990 г. состоялись выборы в Федеральное собрание и Национальный совет, прошли они сразу после того, как КПЧ заявило о своей монополии на власть, и новое, посткоммунистическое реформистское правительство, возглавляемое премьер-министром Марианом Чалфой и президентом Вацлавом Гавелом (род. в 1935 г.), взяло на себя управление страной. Особенно успешно на выборах выглядели движение «Народ против насилия» и Словацкая национальная партия (СИП), крайне националистическая по сути, подвергавшая критике чешское господство в политических и экономических вопросах внутри Чехословакии и боровшаяся за полную независимость республики.

Владимир Мечиар (род. в 1931 г.), один из основателей НПН, стал после выборов словацким премьер-министром и возглавил коалиционное правительство, где большее количество мест было занято членами НПН. Па протяжении всего 1990 г. О [II организовала митинги и демонстрации, главным лозунгом которых был «Автономия для Словакии». Таким образом напряженная политическая атмосфера все больше сгущалась.

Правительство НПП, придерживающееся более умеренных националистических взглядов, предприняло попытку усмирения националистического движения: в ноябре 1990 г. словацкий язык был объявлен официальным языком республики. В марте 1991 г. премьер-министр Мечиар образовал из членов НПП новую фракцию — «Движение за демократическую Словакию» (ДЦС), основным пунктом его программы значилось: увеличение автономии Словакии, входящей в состав свободной федерации. В ответ на это Национальное собрание сместило Мечиара с его поста и назначило на его место Яна Карнагурского, лидера право-центристского Христианско-демократического движения (ХДД).

Судьба федерации определилась после федеральных и республиканских выборов, состоявшихся 5—6 июня 1992 г., по их результатам ДДС вышло на вторую позицию по числу мест в Федеральном собрании и заняло доминирующее положение в Словацком Национальном собрании. Мечиар вновь стал премьер-министром и возглавил правительство, где ведущую роль играли ДДС и СПП. 17 июля 1992 г. абсолютное большинство Словацкого Национального совета проголосовало за провозглашение суверенитета Словакии. Летом 1992 г. с премьер-министром Чешской Республики Вацлавом Гавелом было достигнуто соглашение, но вопросам отсоединения, и в сентябре 1992 г. Словацкий Национальный совет принял новую конституцию.

Было решено, что федеральное имущество будет поделено в соответствии с численностью населения: приблизительно 2:1 между Чешской и Словацкой республиками, а собственность — на территориальной основе. В октябре 1992 г. двумя республиками был подписан таможенный союзный договор, который аннулировал любые ограничения, налагаемые на трансграничную торговлю, а в декабре 1992 г. подписано соглашение о сотрудничестве. 1 января 1993 г. все оставшиеся федеральные структуры были распущены, и созданы новые независимые республики — Чехии и Словакии.

Словакия была автоматически принята в ООН, ОБСЕ, МВФ и Всемирный Банк. Словацкий Национальный совет, выбранный в 1992 г., продолжал функционировать как законодательный орган, а Мечиар остался премьер-министром. После двух туров голосования, состоявшегося в законодательной палате, победитель не определился, поскольку никто из кандидатов не

получил З/5 поддержки большинства, и только 15 февраля 1993 г. состоялся третий тур. Президент был избран — им стал Михаил Ковак (род. в 1930 г.), бывший банкир, заместитель лидера ДДС и председатель Чехословацкого Федерального собрания с 1992 г. Приняв президентскую власть в марте 1993 г., он вышел из рядов ДДС и таким образом стал политическим соперником Мечиара.

11овое государство столкнулось с серьезными экономическими трудностями. Попытки перехода от плановой экономики к рыночной и поиски рынка сбыта продуктов тяжелой индустрии, химической и металлообрабатывающей промышленности привели лишь к резкому падению ВВП между 1991—1993 гг., к увеличению уровня безработицы, достигшему 15%, и к 30%-ной инфляции нововведенной национальной денежной единицы. В процессе приватизации звучали и обвинения в коррупции. И только после 1994 г. уровень ВВП стал вновь возрастать.

Взаимоотношения с Вешрией, вместе со Словакией, входившей в группу «Вайзград» (УС), способствующую экономической интеграции с Центральной Европой, были также натянутыми из-за борьбы венгерского меньшинства, проживающего в Словакии, за свою автономию в сфере культуры и образования. Однако позднее, в марте 1995 г., между этими двумя государствами был подписан договор о дружбе и взаимном сотрудничестве. Кроме того, в политическом плане Словакия была менее устойчива, чем соседняя Чехия. Коалиция ДДС с СПП была задачей нелегкой, и временно, с марта по ноябрь 1993 г., в кабинете не было ни одного министра — члена 01П. 11ебольшие преобразования проходили также и внутри ДДС, после того как министр иностранных дел Милан Кназко, отстраненный от власти в марте 1993 г., вышел из его рядов для создания либеральной правоцентристской партии «Демократический союз».

В июне 1993 г. Словакия вошла в Совет Европы, что отразилось на все более возрастающей прозападной ориентации государства. В феврале 1994 г. внутри ДДС вновь произошел раскол, когда заместитель премьер-министра Роман Ковач и министр иностранных дел Йозеф Моравчик (род. в 1945 г.), объединившись, создали новую анти-Мечиарскую фракцию «Альтернатива политического реализма» (АПР), позже переименованную в Демократический союз Словакии (ДСС), которая требовала создания независимого от партий правительства. В течение нескольких дней они были исключены из рядов ДДС и из кабинета, что послужило причиной правительственного кризиса.

В феврале 1994 г. были ослаблены также позиции СИП из-за ухода ее бывшего лидера Людовика Черпака. Вслед за неудачной попыткой объявления вотума недоверия Национальному совету и последовавшим ухудшением отношений с президентом Ковачем, который выразил серьезное недовольство относительно этики и манеры правления Владимира Мечиара, он 14 марта 1994 г. покинул ноет премьер-министра. Йозеф Моравчик, нынешний лидер ДСС, был назначен премьер-министром до новых выборов. Он возглавил широкомасштабное коалиционное правительство, куда входили члены пяти партий, среди которых были представители бывшей коммунистической Левой демократической партии (ДДП), Христиане ко-демократического движения (ХДД), Демократического союза, созданного Миланом Кназко, ДСС и Консервативной национально-демократической партии, основанной Черпаком.

Новому правительству удалось приостановить рост безработицы и инфляции, сократить дефицит бюджета и начать проведение ваучерной приватизационной программы по чешскому образцу. Экономика начала вновь возрождаться, но, несмотря на эти достижения, правящая коалиция на всенародных выборах, состоявшихся в сентябре- октябре 1994 г., получила поддержку лишь 29% избирателей, а ДДС — 35%, что позволило ей занять 61 из 150 мест в Национальном совете.

13 декабря 1994 г. Мечиар вновь принял пост премьер-министра и возглавил «красно-коричневое» коалиционное правительство, где доминирующее положение занимали ДДС, а также ультра-националистическая СИП, Ассоциация рабочих Словакии (АРС), фракция, отколовшаяся от ЛДП, и Крестьянская партия Словакии (КПС), союзники ДДС. Повое националистическое правительство сразу же заявило о приостановке запланированной второй волны массовой приватизации и о направлении всех сил на развитие военной промышленности и на увеличение пенсий и зарплат для учителей.

В мае 1995 г. Национальный совет 53% голосов вынес вотум недоверия президенту Ковачу, ссылаясь на его неспособность контролировать службу внутренней разведки. Премьер-министр Мечиар, который негодовал по поводу независимого положения президента, потребовал отставки Ковача. Однако Ковач, пользующийся сильной поддержкой населения, отказался уйти в отставку, хотя в июне 1995 г. Национальный совет уже лишил его права возглавлять вооруженные силы. В сентябре 1995 г. произошло таинственное исчезновение сына президента Ковача. Этот акт расценивался как часть программы

запугивания президента, которая проводилась сторонниками премьер-министра Мечиара.

В течение 1996—1997 гг. между президентом и премьер-министром сохранялись натянутые отношения. В мае 1997 г. Ковачу удалось добиться решения (поддержанного 400 000 гражданами, подписавшими петицию) о проведении референдума, на котором он намеревался выдвинуть предложение назначить прямые президентские выборы на то же время, когда будет решаться вопрос о вхождении Словакии в НАГО. Однако премьер-министр Мечиар опротестовал это предложение. Были напечатаны избирательные бюллетени, где отсутствовал вопрос о прямых президентских выборах, что привело к такой неразберихе, что явка избирателей составила лишь 10%. Министр иностранных дел Павел Гамжик, независимый политик, в качестве протеста оставил свой пост в правительстве.

Применение Мечиаром антидемократических методов и расистских подходов привело к тому, что Словакия не была допущена на переговоры по расширению НАТО и Европейского Союза, хотя в октябре 1993 г. действительно было подписано союзное соглашение с ЕС. За 1995-1997 гг. рост экономики достиг 7% в год, а уровень инфляции упал на 6%, однако уровень безработицы псе еще достигал 13% к 1998 г.

За период с января по июль 1998 г. Национальному совету не удалось выбрать преемника президента Ковача, чей срок истекал в марте 1998 г. Кандидату в президенты необходимо получить 3/- голосов от общего числа, но это было невозможно, т. к. ДДС намеренно не пропускало вперед ни одного кандидата или воздерживалось, для того чтобы временно президентские полномочия перешли к премьер-министру Мечиару. Мечиар не вполне правомерно воспользовался своими правами и заменил 28 словацких иностранных послов, а также отменил назначенный на апрель 1998 г. референдум, где должен был решаться вопрос о президентских выборах. В августе 1998 г. председатель Национального совета Иван Гаспарович стал действующим главой государства.

Тем не менее Мечиарская коалиция потерпела поражение на выборах, состоявшихся в сентябре 1998 г. ДДС получила лишь 43 из 150 мест в Национальном совете, а АРС — ни одного (в 1994 г. она имела 13 мест), в то время как оппозиционный альянс — Союз словацких демократов (ССД) — завоевал 42 места. В октябре 1998 г. лидер ССД Микулас Дзуринда стал премьер-министром, возглавив союз, включающий представителей ССД, ДДП, Венгерской коалиции и Партии гражданского понимания. Правительство торжественно обещало предпринять шаги, но улучшению внутринациональных отношений, и венгр был назначен министром по соблюдению прав человека и этнических меньшинств.

В январе 1999 г., после дальнейших бесплодных попыток Национального совета избрать нового президента, в конституцию были внесены поправки, которые позволили проведение прямых президентских выборов. За них в мае 1999 г. победил кандидат от правящей коалиции Рудольф Шустер, набравший большее количество голосов, чем Владимир Мечиар, вновь появившийся на политической арене после недолгого отсутствия, чтобы принять участие в выборах. Эта победа означала, что, несмотря на экономический спад и введение суровых мер, рейтинг правящей коалиции, состоящей из четырех партий, оставался высоким.